Канал Натальи Прокопенко - доктора биологических наук, г. Киев
ПРОКОПЕНКО Наталья Алексеевна
ГУ «Институт геронтологии им. Д.Ф. Чеботарева НАМН Украины»
Для Украины характерен низкий уровень жизни основной массы населения. Украина в рейтинге лондонской компании Economist Intelligence Unit по индексу качества жизни (quality-of-life index) занимает 98 место из 111 (5,032 баллов из 10 возможных), уступая странам бывшего Советского Союза – таким, как Литва, Латвия, Эстония, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан. По данным ООН, по продолжительности жизни Украина занимает 123 место из 242 стран мира.
Создание новой экономической и социальной модели путем развития «зеленых» технологий будет способствовать повышению благосостояния людей, обеспечит социальную справедливость и при этом существенно снизит риски для окружающей среды и ее обеднения. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды как никогда актуальны, так как согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при нынешних способах производства и потребления к 2050 году в сравнении с началом XXI века мир лишится двух третей флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн. кв. км.
Чистые или «зеленые» технологии ("cleantech” или greentech) являются основой «зеленой» экономики. «Зеленая» экономика – это экономическая деятельность, связанная с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом, не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита. В более узкой трактовке «зеленую» экономику понимают как разработку, производство и эксплуатацию технологий и оборудования для контроля и уменьшения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, мониторинга и прогнозирования климатических изменений, а также технологий энерго- и ресурсосбережения и возобновляемой энергетики. Сюда же включаются: разработка, выпуск и использование технологий и материалов для защиты зданий и сооружений от резких колебаний температуры, влажности и ветровой нагрузки; производство экологически чистой продукции, в том числе сельскохозяйственной (продуктов питания и т.п.) и потребительских товаров (лекарств и предметов личной гигиены на естественной, природной основе без химических добавок). В общем, к «зеленой» экономике относят те виды и результаты хозяйственной деятельности, которые наряду с модернизацией и повышением эффективности производства способствуют улучшению качества жизни и среды проживания. По мнению международных экспертов, для успешного развития «зеленой» экономики необходимо направить значительные инвестиции на эффективные инновации, такие, как повышение энергоэффективности, разработку возобновляемых источников энергии, создание условий для устойчивого сельского хозяйства и формирования благоприятной, экологической инфраструктуры.
Южная Корея - первая страна, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Поставлена цель сохранения масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергетического и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду, превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста. Южная Корея разрабатывает «зеленые» виды транспорта, альтернативные источники пресной воды, технологии переработки отходов. В Южной Корее 3 % ВВП или 60 млрд. долл. США за 5 лет с 2011 года должно быть направлено на развитие «зеленых» секторов и создано 1,8 млн. рабочих мест до 2020 года.
Южная Корея – пример страны с высокой скоростью перевода экономики на «зеленые» рельсы. Корея имеет производственную, технологическую и исследовательскую базу, которая позволяет эффективно капитализировать выгоды «зеленых» отраслей.
В августе 2008 г. Президент Южной Кореи Ли Мён Бак (Lee Myung-bak) объявил окурсе на «зеленый» рост, в 2009 г. была образована«Президентская Комиссия по зеленому росту»(Presidential Commission on Green Growth), которая разработала пятилетний план «зеленого» роста. В декабре 2009 г. принят «Закон о низкоуглеродном и зеленом росте»(Low Carbon and Green Growth Act), который установил инфраструктуру для такого роста, частью которой была политика преимущественного стимулирования инвестиций в «зеленые» проекты. В ноябре 2009 Южная Корея объявила об обязательствеснизить выбросы парниковых газов на 30 % к 2020 г., что для промышленно-ориентированной экономики страны (нефтехимия, стальная и автомобильная промышленность) является непростой целью. Правительство Кореи рассматриваетнизкоуглеродную экономикув качествеприоритета национальных интересов.
Государственные меры стимулированияв программе стратегии «зеленого роста» предполагают внедрение системы«зеленых кредитных карт» («green credit card» - кредитные карты со специальными чипами) для стимулирования «зеленого» потребления товаров, произведенных сэкологическими инновациями. Потребление «зеленых» товаров и услуг (использование общественного транспорта вместо личного, использование энергоэффективных товаров и т.д.) будет учитываться на «зеленой кредитной карте». Потребитель сможет получить поощрения (денежные и неденежные) за сознательное предпочтение экосертифицированных товаров и услуг (например, пользование велосипедом вместо автомобилей и т.д.). Покупка электромобиля будет поощряться сильнее, чем приобретение малолитражной машины. В проекте к 2020 году количество электромобилей в Южной Корее составит 1 миллион штук.
Планируется расширить пилотную программу поснижению объема пищевых отходовв 10 секторах экономики, проведение мероприятий по повышению качества воды, использование резервуаров для сбора и очистки дождевой воды в крупных городах и сельской местности.
Крупные корейские корпорации инвестируют огромные средства в новые технологии – солнечная энергетика, умные сети, литиевые батареи, низкоуглеродный пластик, создание «зеленых» офисов и др.
В 2010году начата программа SmartWork, призванная решить следующие задачи: сотрудники сэкономят время, затрачиваемое на поездки на работу, и сократится использование общественного и личного транспорта, что позволит сохранить экологию. Сотрудники компаний, охваченных программой SmartWork, смогут работать в ближайшем от их дома мобильном офисе, оснащенном всем необходимым информационным оборудованием, в том числе, предназначенном для проведения видеоконференций. Такая система работы поможет уменьшить транспортные расходы, повысить производительность труда и снизить уровень загрязнения окружающей среды. Кроме того, она позволит создать дополнительные рабочие места для людей с ограниченными возможностями и пенсионеров.
На первом этапе программа SmartWork распространится на государственные компании, а затем и на частный сектор экономики. Предполагается, что до конца 2015 года ею будут охвачены не менее 30 % всех работающих граждан страны (8,6 млн. человек). При этом выбросы углерода в атмосферу уменьшатся более чем на 1 млн. тонн, а транспортные расходы граждан сократятся на 1,3 млрд. долл. в год.
По мнению ЮНЕП, с точки зрения сочетания мер политики не существует какого-либо универсального решения для обеспечения перехода к "зеленой" экономике. Они должны быть увязаны с характеристиками и природным наследием каждой страны, уровнем ее развития, эффективностью деятельности ее учреждений, а также характером и масштабами преобладающих дефектов рыночного механизма, секторами, определенными ею приоритетными целями и целевыми показателями и другими факторами, специфичными для конкретной ситуации.
Цель любого выбранного сочетания мер политики должна заключаться в доведении до максимального уровня экономических и социальных преимуществ, связанных с переходом к «зеленой» экономике, что позволяет обеспечить эффективность природоохранной деятельности и социальную справедливость. Переход к «зеленой» экономике в значительной степени связан с политикой и инвестициями, которые позволяют разблокировать жесткую связь между экономическим ростом и нынешним интенсивным использованием материалов и энергопотреблением.
Для перехода к «зеленой» экономике должны быть созданы способствующие этому стимулирующие меры: льготное кредитование и налогооблажение проектов по модернизации, субсидирование производителей энергии, получаемой из альтернативных источников, системы «зелёной» сертификации и т.д. Среди специальных программ энергосбережения наиболее перспективными представляются программы энергосбережения в области услуг бюджетной сферы экономики, включая собственно государственный сектор и сектор жилищно-коммунального хозяйства. Перспективны программы энергосбережения в реальном секторе, в частности программа снижения энергоемкости производства крупнейшими компаниями, концентрирующими основную часть промышленного производства. Представляется необходимым принятие системы дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от технологий ее производства, которая устанавливала бы субсидии для технологий альтернативной энергетики.
Схожие геополитические условия Украины и Южной Кореи дают основание для принятия Украиной основных стратегических направлений «зеленого роста» Кореи. Стимулирование экологически чистой экономики положительно повлияет на экономику страны в целом.
Таким образом, формирование «зеленой экономики» и внедрение чистых технологий будет способствовать сохранению экосистемы, устойчивости экономики к внешним потрясениям, повышению качества жизни и здоровью населения Украины.