» » Возрастные особенности психоэмоциональной напряженности при стрессогенном воздействии (дифференциально-психофизиологический аспект)

Канал Натальи Прокопенко - доктора биологических наук, г. Киев

 

УДК 616.45-001.1/3:612.821


Н. А. Прокопенко

Институт геронтологии АМН Украины, 04114 Киев

 

Многие исследования последних лет подтверждают коморбидность расстройств настроения (депрессивных и тревожно-депрессивных нарушений) и форм патологии различного генеза, прежде всего заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта [1,3,6,8,10,14,16,18].

Известно, что развитие эмоционального состояния определяют две группы факторов – внешние и внутренние. К внешним относятся прежде всего те, которые ведут к развитию крайней степени напряжения психофизиологических функций с исчерпанием физиологических резервов. К внутренним - темперамент, уровень тревожности, ригидность личности. При этом следует отчетливо различать две формы эмоциональных реакций – эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. В случае формирования адекватной реакции, направленной на преодоление действий фактора или на поддержание необходимого уровня физиологических функций, наблюдается, как правило, та или иная степень эмоционального напряжения. Неспособность к мобилизации функций приводит к развитию реакции тревоги и в итоге - к появлению эмоциональной напряженности. У разных людей время появления этих состояний и глубина их развития различны, что свидетельствует о неодинаковой устойчивости к ним. В свою очередь, устойчивость связана с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы [7,9,11,15]. Речь идет о процессах восприятия информации, состоянии памяти, проблемах мотивации и т. п. Низкий уровень стресс-устойчивости может привести к разнообразным нарушениям интеллектуальной и сенсомоторной функций.

В рамках геронтологических исследований основное внимание уделяется оценке нейропсихического статуса лиц старшего возраста. Снижение интеллектуальной функции в этой возрастной категории часто связано с развитием разнообразных патологических процессов. Поэтому методы, используемые в данной области, предназначены в первую очередь для оценки степени слабоумия. К тому же их результаты сильно варьируют в зависимости от уровня образования, этнической принадлежности и социального статуса обследуемых [12,13]. Что касается здоровых лиц, то чувствительность этих методик к возрасту в диапазоне 30-60 лет очень низка. В качестве более удачного варианта следует отметить систему оценки т. н. психической работоспособности [2], которая позволяет тестировать основные характеристики когнитивной и сенсомоторной функций.

С учетом современных представлений о роли психологических и психопатологических факторов в формировании психической работоспособности лиц, входящих в группы риска (например, профессий связанных с высокой эмоциональной нагрузкой), полная картина изменения психофизиологических функций под влиянием психоэмоциональной напряженности может быть получена только путем сочетания психологических и физиологических методов тестирования. Это и явилось целью нашего исследования.

 

Обследуемые и методы. Обследованы 15 мужчин и 18 женщин в возрасте 20-55 лет – нейрохирурги и средний медицинский персонал больницы скорой помощи Киева. Для оценки общего состояния здоровья обследуемых использован опросник GHQ-28 [17,19,20], включающий в себя четыре шкалы: соматические жалобы, тревожность, социальная дисфункция, депрессия. Каждый из 28 вопросов оценивался в баллах (от 0 до 3): 0 - "совсем нет”, 3 - "очень сильно”. Методом LIKERT определяли значения в баллах по отдельным шкалам и общего показателя. Данный опросник часто применяют и для оценки психологического симптоматического статуса испытуемого.

Определяли также психофизиологические показатели: простые и сложные психомоторные реакции, кратковременную память, восприятие времени, умственную работоспособность.

Для определения скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) применяли хронорефлексометр, который автоматически регистрировал среднее время ПЗМР в серии предъявляемых раздражителей (n=32) и его среднеквадратичное отклонение (s). Темп, ритм и устойчивость движений оценивали с помощью теппинг-теста (электронный вариант) [4]. Обследуемому давали задание максимально часто нажимать на кнопку в течение 30 с. Высчитывалась сумма (с учетом знака) отклонений темпа (Т) за каждые последующие 5-секундные отрезки по отношению к темпу за первые 5 с.

Для оценки кратковременной памяти (слуховой и зрительной) применяли пробы "память на числа”. Слуховую память оценивали по количеству воспроизведенных цифровых символов в обратном порядке после получения цифровой информации на слух (минимальное количество символов - 3, максимальное - 8), зрительную - по количеству правильно воспроизведенных двузначных цифр из 12, предъявляемых в течение 30 с. "Чувство времени” изучали по оценке испытуемым временного интервала в 30 с. При этом фиксировали отклонение от заданного временного интервала.

Умственную деятельность моделировали с помощью двух комбинаторных тестов. На экране монитора в случайной последовательности возникало четыре цифры (от 0 до 9), и испытуемый должен был подсчитать количество перестановок рядом стоящих цифр, необходимое для упорядочения последовательности числового ряда в порядке возрастания (первый тест) и в порядке убывания (второй тест). Длительность каждого теста - 3 мин. По результатам выполнения тестового задания регистрировали количество ошибок (ОШ), рассчитывали среднее время (Тср), коэффициент вариации среднего времени (CV), надежность выполнения тестового задания (N) и показатель умственной деятельности (W) [5]. Сложные психомоторные реакции моделировали с помощью теста на поиск пропущенной цифры (третий тест) в семизначном ряду цифр (от 0 до 7), предъявляемых в произвольной последовательности. Продолжительность тестирования - 3 мин. Определяли те же показатели, что и для умственной работоспособности.

Для оценки функционального состояния испытуемых измеряли систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), задержку дыхания на вдохе (ЗДвд) и на выдохе (ЗДвыд), статическую балансировку на левой ноге (СБ), частоту сердечных сокращений в покое (ЧССп) и после нагрузки (ЧССн). По значениям этих показателей рассчитывали функциональный возраст и темп старения для каждого испытуемого [5].

Статистическую обработку данных проводили с помощью корреляционного, регрессионного и факторного анализа.

 

Результаты и их обсуждение. Наиболее существенные изменения в функциональном состоянии организма проявляются не столько под влиянием непосредственно умственной работы в обычных условиях, сколько при воздействии различных неблагоприятных (особенно эмоциогенных) факторов. В связи с этим утомление и работоспособность могут косвенно оцениваться как по состоянию физиологических, так и психологических функций. С психологической точки зрения, утомление - это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние.

Анализ данных, полученных с помощью опросника GHQ-28 позволил выявить ведущие шкалы, характеризующие психологический статус обследуемых. По результатам регрессионного анализа, первое место занимает шкала тревожности (67,8 % у мужчин, 87,4 % у женщин), второе - соматические жалобы (21,6 % у мужчин, 9,4 % у женщин).

Уравнение регрессии у мужчин имеет вид

 

y = 5,25+1,52x1+x2,

 

у женщин

 

y = 4,92+1,62x1+1,13x2,

 

где y - общий показатель здоровья; x1 - состояние тревоги; x2 - соматизация.

Коэффициент детерминации у мужчин составляет 89,4 %, у женщин - 96,8 %.

Обращает на себя внимание большая величина свободного члена в обоих уравнениях. По методике, используемой в исследовании, лица, набравшие менее 5 баллов, попадают в категорию практически здоровых и находятся предположительно в состоянии оптимального функционирования. Лица, набравшие 5 баллов и более, относятся к группе испытуемых, находящихся в состоянии психоэмоциональной напряженности.

С помощью факторного анализа выделены типологические группы по половому признаку (табл. 1). Установлено, что психосоматические расстройства более распространены у женщин, депрессивные - у мужчин. Состояние депрессии у мужчин обусловлено социальной дисфункцией, порождающей, по-видимому, состояние тревоги, у женщин - состоянием тревоги, обусловленной социальной дисфункцией и соматизированными расстройствами.

Функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС), исследовали по показателям сердечно-сосудистой системы и дыхания. Коэффициенты корреляции показателей здоровья по GHQ-28 и ВНС представлены в табл. 2: у мужчин психоэмоциональная напряженность оказала существенное отрицательное влияние на значения всех трех показателей функции дыхания, у женщин - только на значение одного. Что касается возрастного фактора, то более существенное его влияние на ВНС выявлено у женщин. Следует обратить внимание, что с возрастом у женщин замедляется темп старения, у мужчин, наоборот, увеличивается. Причем, у мужчин психоэмоциональная напряженность оказывает более сильное влияние на темп старения (ТС), чем возраст (коэффициент корреляции ТС и состояния тревоги составляет 0,76 (p<0,01), ТС и возраста - 0,38 (p<0,05)).

Отличительными особенностями каждого человека являются темперамент (обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения) и характер (совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения). Типологические особенности свойств нервной системы находят проявление в качествах, связанных с функцией двигательного аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Из динамических качеств двигательного компонента определяли скорость простой зрительно-моторной реакции и функциональное состояние двигательной сферы по теппинг-тесту. Результаты корреляционного анализа показателей здоровья по GHQ-28 и психомоторики представлены в табл. 3, из которой видно, что с усилением психоэмоционального напряжения увеличивается время простой зрительно-моторной реакции и понижается темп движений по теппинг-тесту. При этом у мужчин состояние тревоги оказывает большее влияние на психомоторику, чем возраст.

Для оценки влияния психоэмоциональной напряженности на умственную деятельность проанализировали такие взаимообусловленные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Результаты корреляционного анализа показателей здоровья по GHQ-28 и психофизиологических функций приведены в табл. 4. Восприятие времени является весьма чувствительным показателем, отражающим изменение соотношения процессов возбуждения и торможения. Как видно из табл. 4, психоэмоциональная напряженность существенно влияет на "чувство времени” у женщин. Достоверное влияние эмоциогенных факторов на объем кратковременной зрительной и слуховой памяти выявлено у мужчин и только зрительной памяти - у женщин, причем у мужчин влияние возрастного фактора на объем слуховой кратковременной памяти менее значительно, чем психоэмоционального фактора.

Таким образом, изменение функционального состояния центральной нервной системы, вызванное утомлением или действием различных неблагоприятных факторов, отражается на состоянии психофизиологических функций и характере ответных реакций.

Особый интерес с точки зрения изучения возможных форм проявления активации адаптационно-компенсаторных механизмов при умственной нагрузке в условиях психоэмоциональной напряженности представляет оценка умственной работоспособности при выполнении серии тестовых заданий. Результаты корреляционного анализа показателей здоровья по GHQ-28 и умственной работоспособности приведены в табл. 5. При выполнении первого тестового задания состояние тревоги у мужчин положительно коррелирует с Тср и отрицательно - с умственной деятельностью. У женщин соматизированные расстройства оказывают такое же влияние на Тср и W. При выполнении второго тестового задания влияние психосоматических расстройств на умственную работоспособность усугубляется как у мужчин, так и у женщин. Что касается возрастного фактора, то его влияние на умственную работоспособность менее существенно, чем психоэмоционального фактора, независимо от пола испытуемых.

Следует обратить внимание на вариативность среднего времени решения тестового задания, так как этот показатель отражает принцип стохастичности психофизиологической организации умственной деятельности [5]. Снижение CV под влиянием эмоциогенных факторов, наблюдаемое у мужчин, свидетельствует о росте детерминированности функциональной организации умственной деятельности. У женщин, напротив, наблюдается рост CV, что указывает на преобладание стохастичности функциональной организации умственной деятельности. Однако, несмотря на разные принципы организации деятельности у мужчин и женщин под влиянием психосоматических и депрессивных расстройств наблюдается снижение работоспособности. Состояние утомления возникает раньше, чем начинается снижение работоспособности, поэтому можно предположить, что у мужчин детерминированность функциональной организации умственной деятельности поддерживается за счет волевого усилия и мобилизации резервов организма, что в итоге может отрицательно сказаться на их здоровье. Рост стохастичности функциональной организации у женщин нельзя объяснить включением адаптационно-компенсаторных механизмов, направленных на повышение работоспособности. Скорее всего, это вызвано нарушениями центральной нервной регуляции вследствие нервно-психического утомления.

Сложные психомоторные реакции у испытуемых изучались с помощью третьего теста, относящегося к простым умственным заданиям, для выполнения которых не требуется значительной активации высших отделов центральной нервной системы и высокой мобилизации основных нервных процессов. Однако, как видно из табл. 5, по третьему тесту наблюдается значительное увеличение коэффициентов корреляции показателей по сравнению с первым и вторым тестами, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, - о замедлении процесса "врабатывания”. Как и в предыдущих тестах, возраст оказывает на работоспособность меньшее влияние, чем психоэмоциональный фактор.

Таким образом, в результате нервно-психического утомления из-за эмоциогенных факторов наблюдаются ослабление сенсомоторной функции, замедление процессов решения задач, снижение работоспособности и увеличение числа ошибок. При этом психоэмоциональная напряженность оказывает большее влияние на психомоторные реакции, психофизиологические функции и умственную работоспособность, чем возраст. Можно предположить, что в состоянии психоэмоциональной напряженности действие адаптационно-компенсаторных механизмов блокируется. Проблемы дистрессовой природы и работоспособности взаимосвязаны. Использование психологических (наряду с психофизиологическими) методов оценки работоспособности позволит выявить первые сигналы о начинающихся психосоматических нарушениях, что крайне важно для своевременного принятия необходимых мер по предупреждению развивающейся патологии.

 


Эта запись была опубликована Nataliia 7-05-2014, 07:18, Если Вы впервые на данном блоге и он Вам понравился, предлагаю подписаться на RSS чтобы не пропустить новых публикаций.

 

Сайт про социальные медицинские и биологические научные проблемы, г. Киев, Украина
Социальная медицина, биология и психология - Прокопенко Н.А. Google :)