» » Индивидуально-типологические различия психической работоспособности при старении

Канал Натальи Прокопенко - доктора биологических наук, г. Киев

 

УДК 612.678.258+159.923

Н.А. Прокопенко 
Институт геронтологии АМН Украины, Киев

Исследовали возрастные и личностные особенности психической работоспособности. Выявлено, что нервно-психическая устойчивость человека оказывает более сильное влияние на психическую работоспособность, чем возраст. Показано, что психическая работоспособность зависит не только от свойств темперамента, но и от черт характера. В связи с этим первостепенное значение имеет формирование эмоционально-волевых сторон характера, а также таких его свойств, как самоуважение, достоинство, самостоятельность, уверенность в своих способностях, социальная зрелость, что будет способствовать сохранению психической работоспособности при старении.


 

Ключевые слова: психическая работоспособность, возраст, психоэмоциональная напряженность, темперамент, характер.


 

Исследование психической работоспособности человека позволяет выявить разнообразные нарушения интеллектуальной и сенсомоторной функции. Одна из причин этих нарушений - низкий уровень стресс-устойчивости человека. В свою очередь, устойчивость к неблагоприятным состояниям связана с разными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, состоянии памяти, проблемах мотивации и т. п. Особой формой проявления стресса является тревога и депрессия. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, гормональный гомеостазис, желудочно-кишечный тракт [7,9,10,12]. Поэтому психическая работоспособность может служить своеобразным индикатором донозологических изменений здоровья человека [2].

Среди методов исследования психической работоспособности необходимо выделить такие, которые не имеют ограничений по возрасту, но при этом отражают возрастную динамику когнитивной и сенсомоторной функции. К ним относятся прежде всего психофизиологические методы исследования, которые позволяют достаточно быстро и объективно оценить важнейшие психические функции. Сочетание этих методов с идентификацией типов личности способствует более глубокому и тонкому изучению индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма. К основным свойствам личности относятся темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. Характер представляет собой совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными типовыми способами поведения. Темперамент имеет отношение к динамической стороне деятельности, тогда как характер неразрывно связан с содержательной стороной личности. Хотя темперамент является основой при формировании характера, свойства характера в значительной степени зависят от соответствующего воспитания, условий жизни и деятельности. С этой точки зрения одним из подходов в изучении типологии индивидуальности является определение направленности характера и личности.

Цель исследования – изучение возрастных особенностей психической работоспособности с идентификацией типов личности.


 

 

Обследуемые и методы.

Обследованы 30 мужчин и 40 женщин в возрасте 20-65 лет, у которых определяли психомоторные реакции, максимальный темп двигательных реакций, силу нервной системы, психофизиологические функции, умственную работоспособность, психоэмоциональный статус, уровень субъективного контроля.

Максимальный темп двигательных реакций (МТДР) и силу нервной системы (СНС) определяли по методике "теппинг-тест” (электронный вариант) [3]. Обследуемому давалось задание максимально часто нажимать на кнопку на протяжении 30 с. Результаты выполнения задания (временные интервалы, МТДР, показатели темпа движения через каждые 5 с) автоматически регистрировались в заданном файле. Затем высчитывалась сумма (с учетом знака) отклонений темпа за каждые последующие 5-секундные отрезки относительно темпа за первые 5 с (ОТДР). На основании этих данных строились кривые изменения МТДР по 5-секундным временным отрезкам, в которых за исходную (нулевую) точку брался темп движений за первые 5 с. Тип кривых был дифференцирующим признаком для деления обследованных лиц на типологические группы по свойству силы нервной системы. Выпуклый тип кривой свидетельствовал о сильной нервной системе, ровный тип - средней силе нервной системы, нисходящий или вогнутый тип - слабой нервной системе.

С использованием хронорефлексометра регистрировали латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР) в серии из 64 предъявляемых раздражителей.

Для оценки кратковременной памяти (слуховой и зрительной) применяли пробы "память на числа”.

"Чувство времени” изучали по оценке испытуемым временного интервала в 30 с. При этом фиксировали отклонение от заданного временного интервала (ОВИ).

Умственную деятельность моделировали с помощью двух комбинаторных тестов: упорядочения последовательности числового ряда в порядке возрастания (первый тест) и в порядке убывания (второй тест). По результатам выполнения тестового задания рассчитывали среднее время (Тср), и показатель умственной работоспособности (W) [6]. Сложные психомоторные реакции моделировали с помощью теста на поиск пропущенной цифры в ряду цифр (третий тест). Определяли те же показатели, что и для умственной работоспособности.

Для оценки психоэмоционального статуса использовали опросник GHQ-28 [11,13,14]. Тип уровня субъективного контроля (интернальный или экстернальный) определяли по методике Э.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [1].

Статистическую обработку данных проводили с помощью корреляционного и факторного анализа.


 

Результаты и их обсуждение.

Любая умственная работа вызывает определенное нервно-эмоциональное напряжение. На развитие утомление в процессе умственного труда оказывает влияние не столько характер трудовой деятельности, сколько воздействие различных неблагоприятных (особенно эмоциогенных) факторов. С физиологической точки зрения утомление - это процесс временного снижения функциональных возможностей организма, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций. С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Исходя из этого, динамические особенности психической деятельности должны рассматриваться как со стороны психологического состояния, так и со стороны психофизиологических функций и работоспособности.

Для оценки влияния психоэмоциональной напряженности на умственную деятельность проанализировали такие взаимообусловленные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Результаты корреляционного анализа показателей психологического состояния и психофизиологических функций у обследованных приведены в табл. 1. Достоверное влияние эмоциогенных факторов на объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (ОКЗП и ОКСП) выявлено у мужчин и только зрительной памяти - у женщин, причем у мужчин влияние возрастного фактора на объем слуховой кратковременной памяти менее значительно, чем психоэмоционального фактора. Восприятие времени является весьма чувствительным показателем, отражающим изменение соотношения процессов возбуждения и торможения. Как видно из табл. 1, психоэмоциональная напряженность существенно влияет на "чувство времени” у женщин.

Таким образом, изменение функционального состояния центральной нервной системы, вызванное утомлением или действием различных неблагоприятных факторов, отражается на состоянии психофизиологических функций и характере ответных реакций.

Умственную работоспособность оценивали при выполнении серии тестовых заданий. Результаты корреляционного анализа показателей психологического состояния и умственной работоспособности приведены в табл. 2. При выполнении первого тестового задания состояние тревоги у мужчин положительно коррелирует с Тср и отрицательно - с умственной деятельностью. При выполнении второго тестового задания влияние тревоги и депрессии на умственную работоспособность усугубляется как у мужчин, так и у женщин. Что касается возрастного фактора, то его влияние на умственную работоспособность менее существенно, чем психоэмоционального фактора, независимо от пола испытуемых.

В табл. 3 приведены показатели умственной работоспособности у обследованных лиц при наличии и при отсутствии у них признаков и симптомов тревожности. Как видно из табл. 3 в состоянии тревожности у мужчин при выполнении 1 и 2 тестовых заданий, у женщин - 2 тестового задания наблюдается низкий уровень работоспособности (W<8,0). В группе лиц, у которых отсутствуют признаки тревожности, показатели умственной работоспособности соответствуют высокому уровню (W>10,0).

Сложные психомоторные реакции у испытуемых изучались с помощью третьего теста, относящегося к простым умственным заданиям, для выполнения которых не требуется значительной активации высших отделов центральной нервной системы и высокой мобилизации основных нервных процессов. Однако, как видно из табл. 2, по третьему тесту наблюдается значительное увеличение коэффициентов корреляции показателей по сравнению с первым и вторым тестами, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, - о замедлении процесса "врабатывания”. Как и в предыдущих тестах, возраст оказывает на работоспособность меньшее влияние, чем психоэмоциональный фактор.Показатель умственной работоспособности по третьему тесту у лиц в состоянии тревожности достоверно меньше по сравнению с лицами, у которых отсутствуют признаки тревожности, независимо от пола испытуемых (табл. 3).

Таким образом, можно сделать вывод, что психоэмоциональная напряженность оказывает большее влияние на психическую работоспособность, чем возраст.

Это лишь одна проблема, связанная с психической деятельностью, среди других необходимо выделить проблемы, связанные с типом личности.

Известно, что особенности личности накладывают своеобразный отпечаток на интеллектуальную и сенсомоторную функции [4,5,8]. Из этого следует, что особенности психической деятельности необходимо рассматривать как с учетом основных свойств нервной системы, так и черт характера.

Типологические особенности свойств нервной системы находят проявление в качествах, связанных с функцией двигательного аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Из динамических качеств двигательного компонента, кроме функционального состояния двигательной сферы по теппинг-тесту, определяли скорость простой зрительно-моторной реакции.

Направленность характера определяли по уровню субъективного контроля. Согласно этой методике, люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам, судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него экстернального локуса контроля. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.

Анализ полученных данных выявил достоверную корреляционную связь между уровнем тревожности и уровнем субъективного контроля и показателем простой зрительно-моторной реакции и количественным критерием силы нервной системы по методике "теппинг-тест” (табл. 4). При этом ни один из вышеназванных показателей (кроме уровня тревожности) не имел достоверной связи с возрастом обследованных лиц. Что касается МТДР, то выявлено, что на МТДР значительное влияние оказывает возрастной фактор.

С помощью факторного анализа выделены два фактора, характеризующих тревожность и уровень субъективного контроля обследованных, которые условно названы так: типологический и возрастной (табл. 5). Как видно из табл. 5 и уровень тревожности и уровень субъективного контроля в большей степени обусловлены типологическим фактором, характеризующим свойства темперамента.

Для проведения дальнейшего анализа обследуемые были ранжированы по качественным критериям силы нервной системы, используемым в теппинг-тесте (типам кривых), на группы с сильной и слабой нервной системой. Как видно из табл. 6 лица с сильной нервной системой имеют более низкий уровень тревожности и депрессии, более высокий темп движений, быстрее реагируют на серию предъявляемых раздражителей по сравнению с лицами со слабой нервной системой. Достоверных различий по уровню субъективного контроля и умственной работоспособности у лиц с разными типами нервной системы не выявлено. Таким образом, психическая деятельность зависит не только от темперамента (эмоциональности и активности), но и от направленности личности и черт характера. Последние, в отличие от свойств темперамента, могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни. Поэтому с точки зрения "воспитания” темперамента первостепенное значение имеет формирование эмоционально-волевых сторон характера (овладение своим поведением), что будет способствовать повышению стресс-устойчивости человека, сохранению его интеллектуальной и сенсомоторной функции.

Таким образом, психическая работоспособность человека непосредственно связана с его физиологическими, психическими и социальными особенностями. На ее состояние оказывают влияние факторы окружающей среды, типологические особенности свойств нервной системы, возрастные изменения в когнитивной, эмоциональной и личностной сфере.

Значительная роль в формировании психической работоспособности отводится нервно-психической устойчивости человека, которая обусловлена свойствами и типом нервной системы. При этом сенсомоторная функция в большей степени связана с типологическими особенностями свойств нервной системы, когнитивная – с содержательной стороной личности. Поэтому возрастные изменения психической работоспособности в определенной степени можно компенсировать соответствующим воспитанием, направленным на формирование таких свойств характера, как самоуважение, достоинство, уверенность в своих способностях, самостоятельность, самообладание.

Похожие публикации:


Эта запись была опубликована Nataliia 23-11-2016, 08:41, Если Вы впервые на данном блоге и он Вам понравился, предлагаю подписаться на RSS чтобы не пропустить новых публикаций.

 

Сайт про социальные медицинские и биологические научные проблемы, г. Киев, Украина
Социальная медицина, биология и психология - Прокопенко Н.А. Google :)