Сайт по медицинским и биологическим научным проблемам » Физиологический блок » Комплексный подход к оценке психофизиологического обеспечения трудовой деятельности людей старших возрастов

Канал Натальи Прокопенко - доктора биологических наук, г. Киев

 

УДК 613.6:612.821:612.67

Н. А. Прокопенко
Институт геронтологии АМН Украины, 04114 Киев
 

На протяжении последних лет в Украине наблюдается демографическая ситуация, которая характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. В результате численность населения Украины с начала 90-х годов постоянно убывает, а доля лиц пенсионного возраста увеличивается. Согласно прогнозам демографического развития Украины, постарение населения будет продолжаться [4,13]. В условиях современной демографической ситуации рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, сферы услуг, торговли и других видов экономической деятельности. Поэтому нужно стремиться к сохранению и приумножению того демографического потенциала, который сформировался в результате действующих демографических процессов. В этой связи большое значение имеет определение уровня трудовой активности, профессиональной работоспособности, эффективности труда населения старших возрастов, степени и характера использования их труда в современном производстве [28,29,37,38].

Согласно статистическим данным, занятость работой населения Украины в 2003 г. составила 56,6 % (60,9 % мужчин и 52,8 % женщин) [22]. Как видно из табл. 1 и 2, занятость мужчин в возрасте 50-59 лет по сравнению с 40-49-летними ниже на 9,6 %, женщин – на 23,4 %, при этом уровень безработицы в возрасте 50-59 лет у мужчин выше, чем у женщин (6,8 % и 5,9 %, соответственно).

По данным исследования, проведенного на предприятиях Киева, 84,7 % лиц предпенсионного возраста хотят продолжать работать после выхода на пенсию. Абсолютное большинство (91,7 %) лиц предпенсионного возраста хотят трудиться на прежнем рабочем месте. В действительности 79,8 % пенсионеров продолжают трудиться на своем рабочем месте, а 11,9 % вынуждены поменять профессию. В этой связи следует отметить, что 16 % работающих пенсионеров выполняют работу ниже своей квалификации. Основными причинами прекращения работы у пенсионеров, желающих продолжать работать, были ухудшение состояния здоровья (45,5 % мужчин и 30 % женщин) и сокращение штатов (43,9 % и 52 %, соответственно) [15].

 

Существуют многочисленные причины неэффективной деятельности человека: условия труда, физические качества и психофизиологические особенности, отношение к данной профессии. Психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий могут являться предикторами. Если работа доставляет человеку удовлетворение, то это означает, что она соответствует физическим способностям и психическим особенностям, состоянию его здоровья, интересам, знаниям и умениям [47]. Неправильный выбор сферы деятельности со временем выявляет противоречия между требованиями профессии и индивидуально-типологическими свойствами организма, которые, в свою очередь, приводят к истощению компенсаторно-приспособительных механизмов, снижению производительности труда, ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни. Учитывая тот факт, что с возрастом в организме человека происходят морфологические и функциональные изменения, оказывающие влияние на профессиональную работоспособность, для пожилых людей особенно актуальным является выбор оптимального вида деятельности. Для успешного решения этой проблемы необходимо на основе системного подхода с учетом психофизиологических особенностей пожилого человека дать оценку профессиональной пригодности к работе в конкретных производственных условиях.


 

Организация системы профессиональной консультации людей старших возрастных групп


 

Основной целью системы является оказание помощи пожилым людям в выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и возможностей, т. е. повышение профессионального долголетия и здоровья. С точки зрения профессиональной пригодности лиц старших возрастов, необходимо учитывать, с одной стороны, требования профессии, с другой ─ физические, физиологические и психические особенности и возможности человека. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1)получить информацию о сфере деятельности работника, уровне его знаний, опыте и умении;

2)изучить спрос и предложение рабочей силы на рынке труда по профессиональным группам;

3)выделить в отдельную группу профессии в рамках вида деятельности работника;

4)провести анализ требований, определяемых физиолого-гигиеническими характеристиками конкретного вида трудовой деятельности;

5)определить критерии успешной деятельности на основе психофизиологических показателей;

6)выбрать методы определения количественных значений этих показателей;

7)провести психодиагностическое тестирование работника;

8)определить уровень соответствия реальных психофизиологических параметров профессиональным требованиям;

9)составить прогноз пригодности к трудовой деятельности.

Если полученные параметры полностью соответствуют требованиям профессии, то работа системы завершается. В случае их рассогласования рассматривается следующая группа профессиональных занятий, определяются новые критерии и строится новая программа действий (рисунок). Исходным в системе является представления о функциональных системах П. К. Анохина [1,23].

Критерии оценки профессиональной пригодности должны быть научно обоснованы, обеспечена максимальная полнота оценки при минимальной трудоемкости, ее комплексность, динамичность и практичность. Система профессиональной консультации должна быть доступной, методы для определения психофизиологических особенностей пожилого человека и его возможностей ─ максимально независимы от профессиональных навыков.

Приоритетным направлением развития системы является мониторирование показателей психофизиологических характеристик человека. Наблюдение за состоянием психофизиологических функций позволит оценить произошедшие изменения в функционировании систем организма и степень напряжения его адаптационных возможностей. Анализ динамики показателей может быть полезен при исследовании процессов адаптации к изменению требований и условий труда при смене вида деятельности, а также для оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение профессионального долголетия и здоровья.


 

Основные характеристики структурных элементов системы


 

Трудовая деятельность. Существуют четыре основные сферы деятельности: производственная, социальная, гуманитарная и научная. Сфера деятельности включает в себя виды деятельности, которые различаются по характеру выполняемой работы и квалификации. Понятие ″работа″ включает в себя набор задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом. Набор работ, которые характеризуются высокой степенью совпадения выполняемых основных задач и обязанностей, формирует профессиональное занятие. Квалификация указывает на способность работника выполнять конкретные задачи и обязанности в рамках данного вида деятельности. Квалификация включает в себя два понятия: уровень (определяется сложностью и объемом выполняемых задач и обязанностей) и специализация (определяется конкретной областью требуемых знаний, используемыми в работе машинами, инструментами и материалами, видом производимых товаров и услуг). Эти основные понятия служат критериями выделения различных групп профессиональных занятий.

Для качественного выполнения каких-либо видов работ необходимо знать требования, которые предъявляет та или иная профессия потенциальным работникам в ракурсе их физического и психического состояний. Данный вид требований предъявляется профессиограммой. Профессиограмма включает в себя следующее:

-технико-экономическое описание (технология, перечень и последовательность основных рабочих операций, оборудование, нормы, оплата труда);

-организацию труда и его условия (социальные, социально-психологические и санитарно-гигиенические характеристики) на конкретном производственном объекте;

-общую и специальную подготовку, необходимую для выполнения данной работы;

-психофизиологические характеристики трудовой деятельности (совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат).

Для оценки гигиенических условий труда большое значение имеет направленность изменений в структуре профессиональных групп работающих лиц при переходе их за пределы рабочего возраста. Можно предположить, что в условиях благоприятного сочетания рабочей нагрузки, режима и условий труда структура групп практически не изменится. По мере увеличения степени несоответствия факторов производства функциональным возможностям организма возрастает риск преждевременного патологического старения, повышается уровень заболеваемости и инвалидизации, что приводит к значительному сокращению лиц пенсионного возраста в группе. Значимые изменения наблюдаются по трем группам: квалифицированные рабочие, служащие и руководители (табл. 3). Причем независимо от пола доля квалифицированных рабочих и руководителей в структуре групп пенсионного возраста значительно уменьшилась, а служащих, напротив, возросла. Таким образом, две группы ─ квалифицированные рабочие и руководители ─ можно отнести к гигиенически неблагополучным [17,48].

Резкое сокращение лиц пенсионного возраста в этих группах является показателем уровня тяжести и напряженности данного вида профессионального труда. При трудовой деятельности, не связанной с чрезмерным напряжением органов и систем и частыми стрессами, физиологические функции изменяются мало. Поэтому систематический труд в относительно благоприятных условиях будет содействовать гармоничному развитию организма, сохранит здоровье и долголетие. Выраженность возрастных границ профессиональной работоспособности накладывает определенный отпечаток на психофизиологические критерии при оценке профессиональной пригодности одного лица или группы лиц одинакового возраста.

По профессионально важным признакам деятельность условно подразделяется на сенсорную, моторную, мыслительную. Неотделимы от них внимание, память, эмоционально-волевая сфера и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда отличается по нагрузке на тот или иной анализатор (или комплекс анализаторов): зрительный, слуховой, кожный и др. Кроме анализатора нужно учитывать особенности самого восприятия. Одни профессии требуют длительного слежения в широком сенсорном поле, другие, напротив, требуют резкого сужения поля восприятия в течение длительного времени. Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Все это должно быть учтено при анализе профессии с точки зрения восприятия.

Необходимо отметить, что всякая моторная деятельность вызывается и контролируется сенсорным компонентом. По сенсомоторной координации профессии резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит несложный характер: например, в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия ─ поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь играет роль скорость реакции. Хотя действие само по себе простое, но оно должно реализовываться достаточно быстро. Ряд профессий требует сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног.

Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но как профессионально важный признак его выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать различные ситуации, требующие принятия определенного решения и его реализации в виде адекватных действий. Внимание выполняет функцию контроля деятельности. Оно неотделимо от восприятия и мышления и присутствует в любой деятельности. Но разные профессии предъявляют разные требования к отдельным свойствам внимания. Одни профессии требуют в течение всего рабочего дня и концентрировать внимание, и переключать его с одних объектов на другие. В других профессиях необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его. Есть профессии, в которых требуется длительное и устойчивое внимание на одном объекте. Память лежит в основе любого психического явления и необходима при любом виде деятельности. Но есть профессии, в которых память играет особую роль. Например, когда требуется определенное время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной (оперативной) памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

При психологическом анализе трудовой деятельности эмоционально-волевую сферу следует рассматривать вместе с особенностями личности [14,40,41,43,46]. При этом необходимо учитывать специфические эмоции, которые вызываются самой трудовой деятельностью. Это прежде всего касается тех профессий, в которых могут возникнуть аварийные ситуации, а неправильное, замедленное принятие решения в условиях высокой эмоциональной напряженности может привести к аварии. В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать. Некоторые профессии предъявляют особые требования к таким особенностям личности, как аккуратность, организованность, педантичность, в ряде случаев ─ общительность или замкнутость. Таким образом, наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, в частности стиль его работы как один из способов адаптации к профессии.


 

Психофизиологические особенности человека в пожилом возрасте


 

Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Психофизиологические характеристики человека включают в себя особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Взаимодействие человека с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Возрастные морфологические и функциональные изменения организма человека являются одним из компонентов, определяющих профессиональную работоспособность. Эти изменения имеют гетерохронный характер. Значения одних показателей начинают изменяться с 20-29 лет, других ─ заметно снижаются с 60-70 лет, значения третьих, изменяясь до определенного возраста, в дальнейшем сохраняются примерно на одном уровне. Так, время простой сенсомоторной реакции в 60 лет незначительно увеличивается по сравнению с возрастом 20-29 лет. Длительность сложной зрительно-моторной реакции нарастает в большей степени после 60 лет [19]. Следовательно, те виды профессиональной деятельности, которые не связаны со значительным напряжением внимания и с необходимостью решать сложные производственные задачи, могут выполняться и в пожилом возрасте [31].

Всякая деятельность начинается с восприятия внешних сигналов. В восприятии информации при трудовой деятельности участвуют органы зрения, слуха и кинестетическая система. С возрастом снижается острота зрения, уменьшается сила аккомодации, происходят закономерные изменения слуха (снижается верхняя граница восприятия тонов и падает чувствительность к восприятию других, более низких, тонов, удлиняется период восстановления порога слуха после раздражения звуками сверхпороговой интенсивности) [11].

При умственном труде основная нагрузка приходится на зрительный и слуховой анализаторы, а также на психические функции, связанные с восприятием информации и памятью. В связи с этим нельзя обойти такие характеристики внимания, как концентрация, распределение, устойчивость, подвижность. Все они обусловлены внутренними особенностями организма, зависят от состояния высшей нервной деятельности и в значительной степени от внешних факторов, связанных с трудовой деятельностью, воспитанием, условиями жизни. С возрастом снижается подвижность нервных процессов, страдает как возбудительный, так и тормозной процесс, что, в свою очередь, негативно сказывается на способности к концентрации и распределению внимания [10,27]. С возрастом гетерохронные изменения претерпевают и мнестические функции, такие, как процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, кратковременная, долговременная и логико-смысловая память. Возрастные изменения функции запоминания выражаются в уменьшении количества запоминаемого материала, увеличении продолжительности процесса запоминания и в усилении тенденции к снижению точности запоминания [35]. Ослабление запоминания в процессе старения имеет приспособительный характер, который с возрастом способствует преобладанию смысловой логической памяти над механическим запоминанием [7,36]. Функция сохранения памяти, в особенности материала, который лучше поддается организации, с возрастом существенно не изменяется. Среди количественных характеристик памяти можно выделить скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют индивидуальные типы памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную) и разнообразные их сочетания. У большинства людей доминирующей является зрительная память. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроением, интересами и потребностями.

У лиц, занимающихся физическим трудом, выполнение рабочей нагрузки обеспечивается главным образом напряжением сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем [24]. С возрастом происходят как структурные, так и функциональные изменения мышечной ткани, проявляющиеся в снижении силы, скорости и выносливости двигательной функции. При этом в большей степени снижается быстрота двигательных реакций, в меньшей степени ─ мышечная сила. Эффективность восстановления мышечной работоспособности с возрастом практически не уменьшается. Это связано не с усилением процессов функционального восстановления, а с формированием при старении иного механизма регуляции двигательной функции. В этой связи большое значение приобретает возрастание охранительной роли процесса центрального торможения как фактора, прекращающего работу при утомлении. С возрастом снижаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физической нагрузке. При этом может наблюдаться более высокое систолическое и диастолическое артериальное давление, сниженный ударный и минутный объемы крови и повышенное периферическое сосудистое сопротивление при пониженной работе левого отдела сердца и другие изменения гемодинамики. Возрастные изменения дыхательной системы (легочная паренхима постепенно утрачивает эластичность, подвергается атрофии, альвеолярные перегородки истончаются) приводят к тому, что дыхательная поверхность легких уменьшается, в результате чего их жизненная емкость снижается.

Недостаточная деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы сказывается на работоспособности. Одним из характерных возрастных изменений работоспособности является более быстрое наступление утомления. Утомление ─ это временное снижение уровня работоспособности под влиянием интенсивной или длительной работы. Оно обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность нервных процессов, снижаются чувствительность, внимание, память, мышление, возникают отрицательные эмоции, ухудшается работоспособность. Продолжительное действие неадекватной умственной или физической нагрузки может привести к хроническому утомлению, а оно, в свою очередь ─ к предболезненному состоянию ─ переутомлению [20].

Таким образом, с возрастом замедляются сенсомоторные реакции, ухудшается восприятие информации, затрудняется длительное сохранение внимания, быстрее развивается утомление, снижаются адаптационные возможности организма. Для старения различных систем характерна гетерогенность и гетерохронность [44]. При этом следует отметить, что и умственная, и физическая работоспособность во многом зависят от тренировки, от систематических занятий по своей профессии. При отсутствии физических нагрузок мышечная сила и жизненная емкость легких снижаются в более раннем возрасте; при отсутствии умственных нагрузок раньше снижаются память, быстрота реакции, внимание, способность к сосредоточению, т. е. все то, что необходимо при выполнении любой профессиональной деятельности. Следует отметить, что с возрастом люди приобретают ценные качества, связанные с жизненным и производственным опытом, которые способствуют сохранению работоспособности и профессиональному долголетию.


 

Методы психодиагностического тестирования


 

Психодиагностическое тестирование должно быть направлено на выявление соответствия профессиональных способностей и индивидуальных психофизиологических качеств пожилого человека требованиям различных профессий. Оно может включать в себя как аппаратные методы психофизиологического тестирования, так и традиционные опросники.

Любая деятельность человека обеспечивается напряжением вегетативных функций, поэтому для характеристики функционального состояния организма в первую очередь необходимо изучить функции кровообращения и дыхания. Оптимальный набор показателей, характеризующий функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, включает в себя частоту сердечных сокращений и артериальное давление; дыхательной системы ― жизненную емкость легких, задержку дыхания на вдохе и выдохе. Определение этих показателей и сравнение их с возрастно-половыми нормами дает возможность оценить степень функциональной подготовленности систем к нагрузкам [1,21].

Для оценки степени утомления двигательного анализатора при выполнении рабочих движений можно использовать кистевую динамометрию, поскольку рука человека является наиболее часто задействованным органом. Показатель мышечной выносливости рассчитывается как произведение мышечного усилия, равного 50 или 75 % его максимального значения, на время его удержания.

К методам, позволяющим оценить преимущественно умственную работоспособность, относятся исследования внимания, памяти, мышления, пропускной способности анализаторов, способности человека к оценке времени и т. д. [5]. Для этой цели используются корректурные пробы по таблицам с кольцами Ландольта или по буквенным таблицам Анфимова, а также пробы ″память на числа″ или ″память на слова″. Для выявления возможных форм активации адаптационно-компенсаторных механизмов при умственной нагрузке особый интерес представляет оценка умственной работоспособности при выполнении серии тестовых заданий. Например, первым тестовым заданием может быть упорядочение цифр в ряду в порядке возрастания, вторым ― упорядочение цифр в ряду в порядке убывания [8]. При обработке результатов учитываются следующие показатели:

-общий объем работы, выполненной за определенное время (по количеству просмотренных последовательностей числового ряда);

-качество работы (по числу сделанных ошибок);

-коэффициент продуктивности (интегрально отражает объем и качество работы);

-вариативность времени решения тестового задания (отражает принцип стохастичности психофизиологической организации умственной деятельности).

Прогнозирование пригодности к трудовой деятельности невозможно без изучения отдельных свойств нервной системы. И. П. Павлов выделил три свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность [12]. При этом сила нервной системы по возбуждению и по торможению считаются первичными свойствами, а баланс между ними ― вторичным свойством, производным от соотношения первичных. Степень выраженности свойств нервной системы у разных людей различна, что связано с типологическими особенностями проявления ее свойств. Свойства и тип нервной системы (сильная или слабая нервная система) являются профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу; они готовы к экстренным непредвиденным обстоятельствам, сохраняют выдержку и самообладание. Люди со слабым типом менее выносливы, но обладают такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность; имеют преимущество перед ″сильными″ в однообразной монотонной работе. Оценить функциональное состояние и индивидуально-типологические свойства нервной системы можно по результатам вариационной сенсометрии. Характеристики времени сенсомоторного реагирования позволяют оценить функциональный уровень системы, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей. Эти характеристики отражают возбудимость, реактивность и лабильность нервной системы [9].

Для оценки скоростных возможностей двигательного анализатора можно использовать теппинг-тест. Кроме того результаты этого тестирования (кривая изменения темпа движений кистью) могут использоваться при оценке силы нервной системы [6].

Любая физическая и умственная деятельность человека практически всегда сопровождается некоторым нервно-психическим напряжением [26,32]. Профессиональная деятельность человека, протекающая на фоне высокого нервно-психического стресса, требует напряжения его физиологических и психических функций. Успешность такой деятельности в значительной степени будет зависеть от устойчивости человека к стрессу [16,39]. Уровень стрессоустойчивости можно оценить по характеристикам простой зрительно-моторной реакции и темпу двигательных реакций [18].

Психологические методы исследования, входящие в комплексное психодиагностическое тестирование, должны быть направлены на изучение свойств личности: темперамента и характера. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. Характер представляет собой совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными типовыми способами поведения. Темперамент имеет отношение к динамической стороне деятельности, тогда как характер неразрывно связан с содержательной стороной личности. Хотя темперамент является основой при формировании характера, свойства характера в значительной степени зависят от соответствующего воспитания, условий жизни и деятельности. Определить тип темперамента (экстраверсия-интроверсия, нейротизм) можно с помощью опросника Айзенка [6], направленность характера (уровень субъективного контроля) ― по методике Э. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда [3,33]. Для оценки психоэмоционального статуса можно использовать опросник GHQ-28 [34,42,45], для измерения тревожности как свойства личности – опросник Спилбергера―Ханина [25].

Сочетание психофизиологических и психологических методов тестирования способствует более глубокому и тонкому изучению индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма [16,30]. Такой комплексный подход к оценке психофизиологического обеспечения трудовой деятельности людей старших возрастов, в основе которого лежит профессиональная консультация с учетом физических, физиологических и психических особенностей и возможностей пожилого человека, позволит объективно выбрать оптимальный вид занятости, способствующий повышению профессионального долголетия и здоровья. Профессиональный труд в условиях, соответствующих уровню функциональных возможностей человека, содействует гармоническому развитию организма, отдаляет наступление старости, увеличивает продолжительность трудовой деятельности человека.

Много людей покидает работу в возрасте, когда они еще способны трудиться. Вследствие постарения населения резко уменьшаются источники трудовых ресурсов. В ближайшей перспективе пенсионеры, продолжающие работать после достижения пенсионного возраста, будут главным источником дополнительной рабочей силы. Продолжение трудовой деятельности за пределами пенсионного возраста имеет важное социально-экономическое значение. Для рационального использования труда людей старших возрастных групп следует прежде всего попытаться использовать выработанные в течение жизни стереотип и профессиональную направленность человека. В тех случаях, когда невозможно создать условия труда, соответствующие уровню функциональных возможностей пожилого человека, необходима профессиональная перестройка.


 

Похожие публикации:

Послать сообщение об ошибке?
Эта запись была опубликована Nataliia 23-11-2016, 08:41, Если Вы впервые на данном блоге и он Вам понравился, предлагаю подписаться на RSS чтобы не пропустить новых публикаций.

 

Сайт про социальные медицинские и биологические научные проблемы, г. Киев, Украина
Социальная медицина, биология и психология - Прокопенко Н.А.